leningradartist (leningradartist) wrote in iskusstvo,
leningradartist
leningradartist
iskusstvo

Categories:

Соцреализм, импрессионизм, или пора сенокоса. Что отразил живописный этюд 1940-1970-х годов

Оригинал взят у leningradartist в Соцреализм, импрессионизм, или пора сенокоса. Что отразил живописный этюд 1940-1970-х годов



Н. Тимков. Пора сенокоса. 1963


По поводу работ ленинградских живописцев середины - второй половины ХХ века нередко приходится слышать примерно такие суждения: "Ну, какой же это соцреализм? Это не соцреализм, а самый настоящий импрессионизм". И так далее, и тому подобное на разный лад. На этот счёт у меня есть своё мнение, но навязывать его не хочу. Вместо этого предлагаю задуматься вот над чем. Не путаем ли мы стилистические особенности конкретных работ с принадлежностью этой живописи к более широкой традиции и определённой исторической эпохе, определявших более глубокие и общие особенности и её искусства и культуры?

Или мы по-прежнему будем полагать, что соцреализм - это только изображение вождей, партийных съездов и трудовых подвигов? Разве только к этому сводилась реальная жизнь страны и людей? Попробуем взглянуть и с другой стороны. Вот представленные здесь художники. Все они либо родились при советской власти, либо их становление как личностей пришлось уже на советский период. И учёба, и трудовая жизнь, и семья, и война. Учились в разных мастерских Академии художеств, стали затем членами ленинградского Союза художников. Десятилетиями участвовали в его жизни, в выставках, ждали мастерской, искали заказы, ездили для сбора материала в творческие коммандировки по стране. Учились у природы, друг у друга, у мастеров прошлого. Реализм воспринимали как отражение современной действительности во всей её полноте и сложности. Но нет, говорят нам. Соцреалистами мы их назвать не можем, а вот импрессионистами - да, можем. Хотя никакого отношения ни к той эпохе, ни к культуре той страны, ни к тому кругу художников они конечно не имели. Но кое что из приёмов использовали.

И вот эта чепуха плодится давно и на самом авторитетном уровне. На западе выходят толстые книжки, где советскую живопись послевоенных десятилетий называют ни больше ни меньше как "советским импрессионизмом". Да и у себя эта тема среди искусствоведов давно поднималась. Достаточно вспомнить доклад Н. Пунина, прочитанный в 1946 году в Ленинградском Союзе художников на тему "Импрессионизм и проблемы картины" и развернувшуюся по докладу дискуссию. А пока смотрим живописные этюды 1940-1970-х и пытаемся для себя решить, что это за искусство и где же его корни. Работы подобраны нами специально, чтобы немного усложнить представление о живописи эпохи соцреализма.




В. Монахова. Восточный двор. 1956




Т. Афонина. У Тучкова моста. 1954




Н. Штейнмиллер. Солнечный день. 1964




В. Отиев. Самарканд. Чайхана. 1959




Н. Позднеев. Летом за чтением. 1959




А. Ерёмин. Берег реки. 1956




А. Васильев. Гурзуф. 1964




В. Овчинников. Лунная ночь на Волге. 1975




М. Копытцева. На купальне. 1954




А. Наумов. Самарканд. Регистан. 1967




М. Труфанов. Сталевар. 1957




Л. Ткаченко. Кострома. Зимний вечер. 1955




А. Семёнов. Невский. Вечерние огни. 1976




А. Соколов. Мальчик. 1952




Н. Штейнмиллер. Буксиры на Неве. 1947




Арс. Семёнов. Цветочный базар. 1959




Д. Обозненко. Зимка. 1955



М. Рудницкая. Девочка в саду. 1964




А. Ненартович. Асфальтировщицы. 1961




В. Голубев. Лошадки. 1962


См. также: Иванов С. Проблемы картины в свете одной дискуссии 1946 года


Subscribe

Comments for this post were disabled by the author